Ценность марксизма
Ценность марксизма заключается в его методологии, выдержавшей испытание временем.
Следуют следующие принципы:
- Значение форм собственности в стимулировании труда; — роль экономики в жизни общества; — Взаимодействие экономики и политики; — Взаимосвязь идей и интересов; — наличие объективных законов, которые нельзя нарушать; — Новое соотношение теории и практики.
Недостатки марксизма:
- Многие вещи ошибаются и не сбываются (концентрация капитала в руках капиталистов и рост числа пролетариата).
- Маркс пытался предсказать погоду и события общественной жизни.
- Прибавочная стоимость — это не только стоимость товара и количество труда, которое рабочий вложил в него, но также определяется спросом, господством и личностью производителя.
Проблема отчуждения в философии Гегеля, Фейербаха и Маркса: сущность, причины, формы, способы его преодоления. Проблема отчуждения в философии ХХ века.
«Отчуждение», как философский термин, впервые прозвучало у Гегеля. Для него категория «отчуждение» имеет историю развития абсолютного духа. Чужой, таким образом, является ключевым онтологическим понятием философии Гегеля.
Проблема отчуждения в марксизме
Маркс во многих работах резко критикует капиталистическую систему, обращая внимание главным образом на ее отрицательные стороны. В «Философских и экономических рукописях» он пишет, что в современном капиталистическом обществе человек находится в состоянии отчуждения, в котором Маркс раскрывает различные аспекты: отчуждение от продуктов труда, от самого труда, от общей человеческой сущности, от других людей. В таком обществе у человека нет возможности получать удовлетворение от работы, которая является обязательной и платной; от общения, которое сводится к бездушным товарно-денежным отношениям. Маркс считает, что причиной отчуждения является механизм капиталистического производства, основанный на буржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим, поэтому его невозможно преодолеть путем улучшения положения угнетенного класса. Чтобы преодолеть человеческое отчуждение, создать лучшее и справедливое общество, идеалом которого в марксизме является коммунистическое общество, необходимо разрушить существующие социальные отношения.
Абсолютное знание
Гегель понимает отчуждение как инаковость абсолютного духа. Отказ от абсолютного духа принимает форму овеществления себя в окружающем мире и проявляется в форме конечных, чувственных, телесных черт, к которым принадлежит человек. В конечном итоге это приводит к отчуждению от истинной сущности. Логика Гегеля приводит к выводу, что весь окружающий мир отчужден, поскольку все есть отчуждение идеи от самой себя. Согласно Гегелю, телесно-физические вещи нематериальны, даже если они основаны на универсальном мышлении. Индивидуальные человеческие духи — это нечто большее, чем просто материальные вещи. В процессе познания Идеи они образуют то, что Гегель называет абсолютным духом. Идея — это Бог в абстракции, субстанции, чистой универсальности. Дух — это та же идея, но он выражается в форме различных форм умственной деятельности человека, от низших чувственных форм до абсолютного знания. Под абсолютным знанием Гегель подразумевает такую форму, когда в человеческом познании адекватное выражение абсолютной идеи получается с помощью научных понятий, логических категорий.
Гегель ищет способы преодолеть это отчуждение. Для него преодоление отчуждения происходит в сфере знания, которая сама по себе активна и практична. Эпистемология Гегеля построена таким образом, что в ней познающий дух превращает телесные вещи в универсальные и раскрывает идеальные сущности вещей. Согласно Гегелю, человек действует как исполнитель устремлений Бога, абсолютной Идеи, чтобы иметь возможность преодолеть окончательное чувственное состояние мира, отчужденного от Бога или от Идеи. В то же время он передает конечную, субъективную, материальную характеристику духа. Этот процесс преодоления отчужденного состояния мира возвращает человека к Богу.
Мы не должны забывать, что абсолютный дух Гегеля — это совокупность духовной деятельности человечества на протяжении тысячелетий развития мировой истории. Одним из следствий этой позиции было отождествление человека с Богом, что позже привело Фейербаха к созданию его Религии Человечества. Для Гегеля человек является носителем божественного начала: разума. Человек — это союз конечного и бесконечного, их диалектическое единство и противоположность.
Материалистическое понимание истории
В отличие от природы, где действуют бессознательные силы, во взаимодействии которых проявляются общие законы, люди действуют в истории, сознательно стремясь достичь определенных целей. Несмотря на это, общий результат этих сознательных действий непредсказуем, и кажется, что в истории доминирует случай. «Но там, где азартная игра происходит на поверхности, там сам случай всегда оказывается подчиненным внутренним, скрытым законам. Речь идет об открытии этих законов «. Для этого необходимо выявить двигатели, стоящие за мотивациями людей, целых социальных групп, классов, которые составляют истинные двигатели истории. Для идеальных движущих сил, например желаний, мотивов , цели людей, которые, по всей видимости, являются первопричинами исторических событий, на самом деле являются материальными силами. Реального человека со всеми его мыслями и желаниями можно понять только через реальную, социальную жизнь, которая является продуктивной и продуктивной жизнью экономическая. «Сущность человека не является абстрактным, присущим отдельному индивиду. В его реальности это совокупность общественных отношений». Таким образом, сознание человека определяется его бытием, что является социальной работой жизни, которую Маркс показывает что экономические причины в конечном итоге стоят за всеми человеческими интересами.
Таким образом, в марксизме следует радикальный вывод о невозможности изменить социальную реальность, ниспровергнуть социальные отношения, в которых человек унижен и порабощен, и добиться создания справедливого общества, в котором свобода будет реализована, путем критики доминирующего положения идеи., видоизменяя общественное сознание. Маркс и Энгельс твердо заявляют, что освободить человека можно «только путем практического обращения реальных обстоятельств», «не критика, а революция — двигатель истории». «Философы только по-разному объяснили мир, но дело в том, чтобы изменить его».
Так каковы объективные законы исторических действий людей, каковы законы исторического развития? Основа общественной жизни — материальное производство, главной особенностью которого является способ производства. В соответствии с некоторыми типами способа производства в марксизме различают ряд форм общественного устройства, которые называются формациями: родоплеменные, древние, феодальные, капиталистические и коммунистические. Способ производства — это единство производительных сил (орудий труда, технологий, сырья, капитала) и сформированных на их основе производственных отношений. «Формой общения .. обусловленной производительными силами и, в свою очередь, их причиной является гражданское общество». Основными производственными отношениями являются отношения собственности (отношения со средствами производства) и распределение материальных благ. На их основе формируется социальная структура общества; способ производства, основанный на частной собственности, определяет господство класса, владеющего средствами производства, и эксплуатацию бедноты. Производительные силы общества развиваются благодаря прогрессу науки и техники и рано или поздно вступают в конфликт с существующими производственными отношениями. Для развития материального производства, согласно Марксу и Энгельсу, это противоречие должно быть разрешено в ходе социальной революции. «Всякая революционная борьба направлена против класса, который правил прежде». Когда существующие производственные отношения больше не способствуют развитию производительных сил, а препятствуют ему, угнетенный класс оказывается в бедственном положении, вступает в конфликт с другими классами и борется за свое освобождение. «… Каждая классовая борьба за свое освобождение, независимо от ее неизбежно политической формы — поскольку каждая классовая борьба является политической борьбой — ведется, в конечном счете, из-за экономической эмансипации». В марксизме вся история оказывается историей классовой борьбы. Результат революции — переход к новому способу производства.
Смена способа производства, установление новых экономических отношений, прежде всего, отражается в политическом устройстве общества, в законах. Воля государства и законы отражают интересы правящего класса, который стремится укрепить свои позиции, узаконить свои экономические интересы. Неслучайно Маркс называл государство организованным насилием одного класса против другого. Это означает, что государство не имеет самостоятельного существования и его собственная история, как считалось ранее, в своем существовании и развитии зависит от экономических условий общества. «… Государство, политическая система подчинены, а гражданское общество, сфера экономических отношений, является решающим элементом». Класс, обладающий политической властью, владеет материальными средствами производства, а также владеет духовными средствами производства. Он пытается представить свои интересы как интересы всего общества, затем распространяет соответствующие идеи, генерирует новую идеологию. В своих работах Маркс и Энгельс называют мораль, религию, философию идеологиями: они не имеют самостоятельного существования и, по сути, выражают экономический интерес правящего класса. Следовательно, вся совокупность политических и правовых отношений, духовной культуры и соответствующих идей и представлений, называемых надстройками, полностью определяется способом производства, который является экономической основой общества. Общественное сознание, духовная жизнь общества, есть отражение общественной жизни, экономической жизни общества.
Маркс и Энгельс назвали свою историческую концепцию материалистическим пониманием истории. В основе его лежит идея о том, что «способ производства материальной жизни определяет социальные, политические и духовные процессы жизни в целом», что все социальные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические взгляды, которые появляются в Историю можно понять только тогда, когда будут поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи и когда все остальное проистекает из этих материальных условий».
Оценивая предложенную теорию исторического развития общества, следует сделать следующие наблюдения. Во-первых, Маркс и Энгельс в своей теории абсолютизировали материальную сторону производства. Они считают, что двигателем истории является развитие производительных сил общества, но в конечном итоге оно определяется развитием человеческих знаний, прогрессом науки и техники. Это означает, что производственная деятельность представляет собой единство материальных и идеальных факторов. Очевидно, что без развития человеческих знаний, производства новых идей развитие производства было бы невозможным. Во-вторых, марксизм фокусируется на разрушительных силах истории: классовой борьбе, революции, насильственном захвате власти. Принятие такого видения социальной реальности порождает классовую ненависть, оправдывает любые действия и в конечном итоге приводит к социальной трагедии. В-третьих, построенная в марксистской философии схема общественного развития упрощает исторический процесс, реальная общественная жизнь, все более сложная и разнообразная, чем теория, в нее не укладывается.
Отчуждение и прибавочная стоимость
В дополнение к широкому разделению труда капитализм также порождает еще один относительно новый аспект отчуждения продукта труда от рабочего. Это прибавочная стоимость и связанный с ней накопленный капитал.
Фактически прибавочная стоимость — это стоимость тех товаров и услуг, которые были произведены рабочим сверх необходимого ему объема и не покрываются заработной платой. В течение некоторого времени рабочий вырабатывает себе заработную плату, после чего работает исключительно на капиталиста, производя излишки товаров, которые отчуждаются ему и после их продажи образуют накопленный капитал.
Особенность товарно-денежных отношений на рынке труда состоит в том, что камера заработной платы является заработной платой не за сам труд, а за рабочую силу, т. Е. Дает время и жизненную энергию для производства. Согласно этому, рабочий может работать только до тех пор, пока он производит бесплатный продукт для капиталиста, а капиталист пытается умножить этот бесплатный труд всеми возможными способами, увеличивая продолжительность рабочего времени или интенсивность труда o реализованная функциональность без изменения заработной платы o прямое снижение затрат на заработную плату.
Теоретические источники марксизма
Учение марксизма сформировалось под влиянием диалектических идей Гегеля, материализма Фейербаха и материалистической традиции в целом, идей утопического социализма. В работах «Тезисы о Фейербахе» и «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Маркс и Энгельс выразили свое отношение к старой философии и определили собственную философскую позицию. Они считали заслугой Фейербаха критиковать религию и идеализм, возвращать философию к материалистическим основам. Однако Маркс и Энгельс отмечали, что недостатком материализма Фейербаха, как и всего предшествующего материализма в целом, является его созерцательный и антиисторический характер. Для такого материализма реальность рассматривается как объект созерцания вне ее исторического развития, вне человеческой деятельности. С материалистической точки зрения Фейербах стремился познать человека, «но у него нет вопроса о мире, в котором этот человек живет, и поэтому его личность остается .. абстрактной личностью… Этот человек родился не из чрево его матери: он подобен бабочке с куколкой, вылетевшей из бога монотеистических религий. Следовательно, он не живет в реальном, исторически сложившемся и исторически детерминированном мире ». Настоящий человек живет не только в природе, но и в обществе и не может быть понят вне общества. Фейербах свел человеческие отношения к их нравственной стороне, не принимая во внимание учесть реальные отношения людей в общественной жизни. Ему не удалось распространить материализм на сферу общественных отношений, вне которых невозможно понять реального человека ».… Чтобы перейти от абстрактного человека Фейербаха к реальному, живых людей, необходимо было изучить этих людей в их исторических действиях».
Человеческую историю, то есть общественную жизнь, понимаемую в ее историческом развитии, как и природу, нужно было интерпретировать с материалистических позиций. Для Маркса ключом к пониманию законов исторического развития был диалектический метод Гегеля. Маркс отрицает идеалистический характер гегелевской диалектики, но не отвергает ее, а переосмысливает с материалистической точки зрения. Если у Гегеля диалектическое развитие природы и общества есть отражение саморазвития Духа, «отпечаток самодвижения понятия», то у Маркса это развитие руководствуется не идеалом, а материальным силы. Не историческая реальность отражает развитие чистой мысли, но мысль следует за реальным историческим процессом и раскрывает законы его развития. «Поэтому здесь, как и в области природы, необходимо было устранить эти фиктивные, искусственные связи, выявив реальные связи. В конечном итоге эта задача свелась к открытию тех общих законов движения, которые, как доминирующие, вошли в историю человеческого общества».
Социалистическое учение
Маркс и Энгельс на основе открытых ими законов исторического развития пытались обосновать необходимость революции. Они считали, что противоречия капиталистического общества только усугубятся из-за роста производительных сил. Угнетенный класс пролетариата, порожденный самим капитализмом, будет расти, и его положение будет становиться все более невыносимым. Пролетариату придется осознать свое положение, объединиться и выступить против существующего порядка. Социалистическая революция будет направлена, прежде всего, на захват политической власти, чтобы пролетариат стал правящим классом и возникло социалистическое государство. Власть позволит пролетариату принять меры по уничтожению частной собственности. В результате исчезнут классы и социальное неравенство, исчезнет потребность в политической власти и деньгах: социалистическое государство будет заменено коммунистическим обществом. Он представляет собой ассоциацию, в которой человек может свободно работать на благо общества, реализуя свои навыки, вступать в отношения солидарности с другими людьми и получать удовлетворение от деятельности и общения.
В своей теории Маркс и Энгельс абсолютизировали действие материальных сил в истории и недооценивали значение духовных сил общественной жизни, они не принимали во внимание всю сложность и разнообразие материальных и духовных потребностей человека. Конечно, материальные условия жизни влияют на сознание людей, но невозможно, сразу изменив материальные отношения, изменить самих людей, сделать их свободными и счастливыми. Большие вопросы вызывает также идея социалистического устройства общества, которое фактически противоречит человеческой свободе, поскольку личный интерес в ней оказывается полностью подчиненным интересам общества. Практика общественного развития ХХ века показала неработоспособность социализма, неприемлемость социальной революции как средства решения проблем социальной справедливости.
Маркс и Энгельс осознали многие недостатки капиталистического общества, они стремились преодолеть унизительную эксплуатацию человека человеком, преодолеть огромное социальное неравенство, но они видели единственный способ освободить человека в радикальном разрушении существующего порядка, в революции. Российская интеллигенция восприняла эту идею как руководство к действию. Исторические последствия внедрения марксистских социальных идей в жизнь теперь известны.
Отчуждение и система разделения труда
В настоящее время под разделением труда понимается система специализации работников, которая позволяет им сосредоточить свои трудовые усилия на определенном виде деятельности или даже рабочей операции, что позволяет снизить временные затраты и повысить производительность труда. Это понятие ввел классик политической экономии А. Смит.
Однако в марксизме разделение труда действует как концепция, эквивалентная частной собственности, и, таким образом, представляет собой один из механизмов отчуждения труда, который необходимо преодолеть в коммунистическом обществе.
Первичное разделение труда уже существует в первобытном обществе. Внутри племени это основано на гендерных и физиологических характеристиках его членов: кто сильнее, быстрее, подвижнее, острее зрение и т.д., что гарантирует его больший успех в ведении определенного вида бизнеса. На межплеменном уровне это разделение обеспечивается различием природных и географических условий, согласно которым разные племена по-разному адаптируются к окружающей среде и учатся извлекать из нее различные продукты. Такое разделение считалось марксистами естественным и, вероятно, подавляющим.
Однако на основе естественного разделения труда постепенно начинает формироваться социальное расслоение. По мере роста производительности слой эксплуататоров специализируется на управлении, начинается специализация в отраслях промышленности и деление общества на город, где сосредоточено производство товаров, и деревню, производящую продукты питания. Разделение труда создает условия для обмена, и со временем появляется особый класс эксплуататоров: торговцы, которые не участвуют в производстве, а только обменивают чужие товары, получая прибыль.
Чем выше ступень общественного развития, тем сильнее в нем выражается разделение труда, за счет увеличения производственных ниш и видов человеческой деятельности. В капиталистическом обществе разделение труда достигает таких размеров, что человек перестает быть специалистом в определенной сфере деятельности, а ограничивается рамками определенной операции, которая является частью общего процесса (классический пример — конвейерная лента). Это разделение труда приводит к отчуждению самого рабочего процесса от индивида, он больше не участвует в производстве, но играет роль части производственного процесса, его механизма, механизма, что также предполагает отчуждение индивида от человека.
Работа теряет всякий смысл для рабочего, становится ограничением, поскольку разделение носит насильственный характер и жестко фиксирует человека в определенной профессиональной нише, с которой он связан исключительно с вопросами личного выживания.
Ценность марксизма
Критика религии, вероятно, является самым сильным аспектом теоретической мысли философа. Религия, говорит Фейербах, — это собрание фантастических образов несуществующего. Это продукт невежества. Однако, в отличие от материалистов XVIII века, Фейербах видит главную причину существования религиозных верований не в обмане темнокожих людей эгоистичным духовенством, а в самой природе человека, в уникальности условий его жизни. Главный источник религиозных убеждений — это чувство зависимости, беспомощности и зависимости, которое человек испытывает, сталкиваясь с элементами, находящимися вне его контроля. С одной стороны, они способствуют воображаемому увеличению мощи этих сил, находящихся вне контроля человека, с другой стороны, они создают фантастические способы их преодоления, по крайней мере, в иллюзорной надежде на внешнюю силу, с помощью которой можно в принципе в принципе договорились.
В данном случае Фейербах использует термин «отчуждение», столь популярный в немецкой философии, для объяснения религиозного феномена. Религия есть не что иное, как отчуждение от человека, а точнее передача природе самых общих человеческих качеств. Природа обожествляется, потому что с помощью религиозного воображения она приобретает присущие человеку способности. В конце концов, Божественное — это та же личность, только абстрактная, очищенная от всего зла, грязи, случайности, ограниченная и вознесенная до абсолюта, доведенная до немыслимой степени совершенства. В религии, утверждает Фейербах, человек не знает, что он, по сути, поклоняется самому себе.
Чужой относится к особому типу отношений, которые развиваются между людьми. Это проявляется в форме потери контроля над некоторыми объектами или даже над собственными качествами, составляющими ее существо. Сущность отчуждения наиболее ярко проявляется в рыночных отношениях собственности и обмена.