- Еретик – это…
- Словарь Ефремовой
- Ассоциации к слову ересь
- Цитаты со словом ересь
- Синонимы к слову ересь
- Отличие ереси от «богословского мнения»
- Библейский Словарь к русской канонической Библии
- Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?
- Борьба католической церкви с еретиками
- Причины развития
- Преследования еретиков
- Инквизиция и публичная казнь
- Разновидность отрицаний веры
- Главная опасность ереси
- История
- Библейская энциклопедия арх. Никифора
- Интересные факты о происхождении термина «ересь»
- Катары
- Этимологический Словарь Русского Языка
- Об отличии ошибки от ереси ^:
- Значение термина
- Свобода богословских мнений
Еретик – это…
Так звали человека, не уважавшего общепринятые каноны (как это?) Преобладающего религиозного учения.
Любое предубеждение в познании Бога, любой подход к догматам (что это такое?), Кроме категоричного учения Католической церкви, было признано отклонением от истинной веры, и те, кто понял ту же идею «в их собственный путь «спасения и / или Спасителя заклеймили как отступников и подвергли жестоким преследованиям и наказанию.
В итоге все сводилось к тому, что если мнение человека хоть в чем-то отличалось от взглядов церкви, то его объявляли еретиком и отправляли на суд инквизиции, которая, как правило, началось с самых жестоких пыток в темных и сырых темницах папских комитетов и закончилось показательной казнью сожжением на костре.
Это была ужасная и невероятно мучительная смерть, но «пастыри» убедили «истинно верующих», что только так, через очищающий огонь, человек может быть оправдан перед Господом.
Какие люди чаще всего подпадали под определение еретиков:
- философы-агностики (кто это?) и материалисты;
- ученые любого профиля;
- колдуны, целители-самоучки и врачи, отклоняющиеся от традиционных методов лечения;
- колдуны, волшебники, ведьмы, колдуны;
- художники, писатели и некоторые другие творческие личности, создавшие излишне реалистичные (или даже откровенно «крамольные» произведения искусства.
Однако справедливости ради отметим, что первоначальное появление еретических идей часто было связано с попытками логического понимания догматической доктрины, которую верующие пытались понять с помощью рациональных рассуждений.
И только тогда, осознавая всю глубину неразрешимых противоречий, еретики заявили о себе в своем «отступлении» и предпочли принять смерть на костре, нежели принять верой то, во что они не верили.
Словарь Ефремовой
ересь
- f. Религиозное учение, противоречащее догматам церкви.
- f.
- Отклонение от преобладающих или общепринятых мнений, норм, правил; бред.
- разговорный перевод Абсурд, нелепость, нелепость.
Добавьте свой смысл
Ассоциации к слову ересь
- абсурдный
- бог
- богохульство
- бред
- чушь
- вера
- вранье
- уловка
- глупость
- еретик
- инквизиция
- костер
- через
- врущий
- не правда
- нести
- обман
- религия
- священник
- секта
- слово
Цитаты со словом ересь
- Всякая правда рождается как ересь и умирает как предубеждение .. Томас Хаксли
Синонимы к слову ересь
- абракадабра
- абсурдный
- бред какой то
- бред какой то
- мусор
- бред какой то
- бред
- трал
- заблуждения
- бред какой то
- буддизм
- вера
- комод
- я считаю
- я считаю
Отличие ереси от «богословского мнения»
Частные мнения богословов могут отличаться, но они не должны противоречить догматам Православной церкви или искажать их. «У ереси есть два важных аспекта: ошибочный взгляд на некоторые вопросы доктрины и отношение еретика к его ложному учению. Человек, принявший ересь за истину, противопоставляет себя и свою веру православной вере. Итак, это следует схеме: ересь всегда разрушает единство. «Еретик — это не только человек, который совершает ошибку, но и тот, кто из-за своей ошибки дистанцируется от Церкви и, следовательно, от евхаристического общения», — сказал в интервью архиепископ Антоний (Паканич).
Ошибочное суждение и ересь — разные понятия. Человек постепенно становится еретиком. Осознавая свою ошибку, такой человек не хочет исправляться и продолжает настаивать на своих аргументах.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
ересь
«ересь (греческое разделение)» (Деян. 5:17; Деян. 15: 5; Деян. 24: 5,14; 2 Петра 2: 1; Гал. 5:20) — это ложное учение, которое выдается за истину. Ересь — это не иностранное учение, это всегда внутренний враг. Саддукеи, чьи учения по существу совпадали с учениями фарисеев, но отличались только непризнанием воскресения и ангелов, были для них еретиками (Деяния 5:17; Деяния 23,8), хотя оба учения были основой Закона Моисея. Ап. Фарисеи называли Павла представителем ереси назареев (Деян. 24.5), поскольку они не признавали Иисуса из Назарета Мессией, опасаясь подорвать основы своего собственного учения. Но то же учение фарисеев в Деяниях 15: 5 называется ересью (по отношению к христианству), поскольку некоторые из верующих фарисеев начали настаивать на выполнении Моисеева закона и другими верующими язычниками. Очевидно, что учения николаитов, Валаама и Иезавели, упомянутые в Апокалипсисе (Откровение 2: 6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в церквях Пергама и Фиатиры, также можно назвать ересями.
В истории церкви известно множество ересей. При этом в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а позже (с усилением папства и состояния христианства) — протестантского, освободительного характера и, следовательно, были «ересью» только для папства.
Гностики (от греч. Gnosis — знание) (1-3 века) — последователи учения о том, что мир и материя суть зло, и поэтому Бог не может даже прикоснуться к ним. Согласно этому учению, мир создан промежуточными божествами (эманациями), одним из которых является Христос. Поскольку плоть зла, ее нужно либо полностью игнорировать и подавлять, либо, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая ей никакого значения. Их доктрина спасения не ясна, так как все тексты гностических авторов были уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, согласно которым можно сделать вывод, что мир, согласно их представлениям, постепенно очищается , можно примириться и воссоединиться с божественностью. Подобные идеи живы и сегодня, особенно среди высших церковных лидеров, проповедующих всеобщее примирение.
Манихеи (3 век) — последователи Мани (214-277), в основе учения которых лежит непрекращающаяся борьба исконно существующего зла (тьмы) с исконно существующими добром и истиной (светом). Разумные души очарованы злым, но неразумным миром. Христос пришел забрать свое, дав им познание самих себя. Они спасены через полное отрицание внешнего и осознание своего выбора, своей высшей природы. В дни своей юности, до своего обращения, Августин был сильно увлечен этим учением, хотя и видел многие его недостатки. Мани преследовали за отказ от своей религии (зороастризм, в целом, аналогичный его учению), бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре их начали повсюду преследовать. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 веке. Это послужило толчком к возникновению учений павликов, катаров, альбигойцев.
Ариане (4 век) — последователи александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога-Отца и Сына и считал Христа промежуточным звеном между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 году Первый Вселенский Никейский собор осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария по некоторым политическим причинам и предоставил ему официальное покровительство. На Втором Вселенском Соборе 381 г в Константинополе арианство было снова осуждено.
Донатисты (4 век) — последователи Донато, движение которого зародилось после отказа местной общины Карфагена в 311 году признать нового епископа Рима Сесилиана. Донатисты сформировали свою общину, которая призвала верующих жить простой жизнью, отказаться от сотрудничества с государством и крестить детей, что уже практиковалось тогда. Созвано в 411 г. На специальном местном совете в Карфагене учение донатистов было названо запрещенным ересью, а его последователи жестоко преследовались.
Несториане (V век) — последователи Константинопольского Патриарха Нестория, организовавшие повсеместные гонения на ариев. В своем учении он сверхъестественным образом отрицал рождение Христа и настаивал на том, что от Марии (он называл ее Богородицей) родился человек, в котором позже поселился Святой Дух и поселился в нем, как в храме. На Третьем Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г это учение было осуждено, а Несторий был изгнан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 году им удалось воссоединить свой собор в Селевкии и организовать свою церковь с собственной иерархией.
Монофизиты (V век) — последователи архимандрита Евтихия, учившего (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает сущность: Божественное, и человек полностью ею поглощен. Это учение распространилось, и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. В соборе Эфеса в 449 г. (куда, однако, не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 году назвал этот собор «вором» и отменил все его решения. Однако на следующем — V Вселенском соборе в Константинополе в 553 году монофизитам были сделаны уступки по некоторым вопросам. В шестом и седьмом веках они вызвали множество проблем.
Монофелиты (6-7 вв.) — последователи следующего учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что, хотя Христос обладал двумя сущностями — Божественной и Человеческой, он обладал только одной волей — Божественной, которая полностью поглотила человека. Это учение поддержали Сергий — патриарх Константинопольский (610-38) и император Ираклий, официально утвердивший его в 638 году. Максим Исповедник очень резко отверг это учение, заявив, что человеческая воля сохраняет независимость во Христе, но свободно подчиняется Божественному. Монотелизм был осужден на VI Вселенском Константинопольском соборе (680-81). В то время в Азии уже свирепствовал ислам.
Павликиани (7 век) — пожалуй, самые ранние предшественники протестантов. Происхождение названия неизвестно. Некоторые считают, что это происходит от названия · ap. Павел. Учение павликов распространилось на западную Армению, Константинополь и Малую Азию. Они отвергли младенческое крещение, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение Богородице и святым, разделение на духовенство и мирян. В середине IX века павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 году они потерпели поражение, а в 878 году лишились своей столицы. Императрица Феодора уничтожила до 100 тысяч. Павликиане как еретики и многие перебрались на Балканы, где способствовали возникновению богомильства.
Иконоборцы (8 век) — представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 году император Лев III запретил культ икон. Иерийский собор (близ Константинополя) в 754 году объявил почитание икон ересью, но вскоре был восстановлен. На VII Вселенском Никейском соборе 787 г иконоборчество было объявлено ересью.
Богомилы (10 век) — последователи павликов на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Они осуждали богатство, культ креста, мощей, святых. Византийский император Алексий I особо жестоко обратил их в православную веру, сжег вождя богомилов Василия.
Катары (от слова чистые) (11-13 вв.) — последователи богомилов в Италии, Фландрии, южной Франции. Они проповедовали аскезу, отвергли католическую церковь со всеми ее учреждениями и считали Папу наместником сатаны. Они подвергались ужасным гонениям.
Вальденсы (12 век) — последователи лионского купца Вальдо, который раздавал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольская жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех институтов католической церкви они признавали только крещение и причастие. Они отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что это может делать любой, кто способен проповедовать. Их преследовали и сжигали, что все чаще практиковалось по отношению к еретикам.
Альбигойцы (12-13 вв.) — последователи катаров и вальденсов на юге Франции. Они рассматривали земной мир и католическую церковь как творение сатаны. Против них были организованы крестовые походы (альбигойские войны), и инквизиция, официально учрежденная в тот период (1215 г.), управлялась своими пытками и кострами.
С тринадцатого века ересей больше не было, так как теперь инквизиция внимательно следила за любым инакомыслием. Еще в 1184 году при папе Луции III и императоре Фридрихе I Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал их гражданским властям для исполнения приговора. В 1215 г была санкционирована инквизиция (на четвертом Латеранском соборе), и ее осуществление было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позднее — иезуитов).
Инквизиция была отменена в большинстве европейских стран в 18 веке, в Португалии в 1820 году, в Испании в 1834 году и в Папской области — в 1859 году
На Руси христианство было введено в 10 веке, и долгое время ересей не отмечалось. В XIV веке возникло движение «стригольников» (значение термина неизвестно), которое распространилось на Псков, Новгород, а затем проникло и в Москву. Его сторонники, как более поздние, так и «не обладатели», протестовали против чрезмерного вымогательства во всех ритуалах, отвергали исключительное право священников проповедовать и призывали к аскетической жизни. Но в 15 веке это движение постепенно исчезло. В шестнадцатом веке. Феодосий Косой «установил новое учение», в котором призвал к спасению добрыми делами, но был вынужден бежать в Польшу.
В 17 веке. В связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол», и старообрядцы подверглись жестоким гонениям. Многие из них были сожжены в деревянных избах, многие сожжены.
Реформация Лютера дошла до России только в конце 19 века (см. Церковь)
Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?
Спорить христиан с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за помраченного ума и гордости они ожесточаются простыми замечаниями и упреками. Св. Игнатий Брянчанинов писал: «Ересь преодолевается мягким увещанием».
Апостол Павел пишет: «Обратись еретик после первого и второго увещеваний» (Тит 3:10). Святой Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, не согласный с учением единой Святой Апостольской Католической Церкви, может очаровать вас и даже «вызвать раскол в обществе верующих».
Борьба католической церкви с еретиками
Еретики проповедовали «истину», тем самым подрывая основы власти католической церкви, поэтому их преследовали.
Причины развития
возникновение и развитие сектантских учений принято связывать с идеологическими и социальными изменениями, которые произошли в жизни общества в период гонений. Беднейшие слои населения стремились к равенству и примирению в новой религии, поэтому прогрессирующее обогащение духовенства, отступничество в период гонений и усиление административного принципа привели к осуждению простых верующих. В более бедных слоях населения продолжали жить идеалы простой и скромной примитивной христианской жизни.
Причины возникновения и распространения идей еретиков, с которыми католическая церковь вела долгую и кровопролитную борьбу:
- противоречивые настроения масс;
- разные интерпретации христианского учения;
- всеобщее недовольство сытой жизнью высшего духовенства.
Преследования еретиков
Согласно средневековым хроникам и летописям, человека, отрицавшего авторитет и учение соборов, называли еретиком. Первое упоминание о борьбе церкви с такими людьми относится к 1022 году: в Орлеане всех диссидентов приговорили к костру. Первыми жертвами пожаров были образованные духовники, оправдывающие свое несогласие с теологией.
Казни в Орлеане подготовили почву для самых жестоких репрессий, пожары были зажжены в Тулузе и Аквитании. Целые общины язычников предстали перед епископами, выступая с Библией в руках перед церковными дворами. Цитатами из Священного Писания они пытались доказать правильность проповедуемого учения. Всех осужденных отправили в огонь, не щадя детей и стариков. Ставка — наиболее яркий пример того, как католическая церковь боролась с еретиками.
В XII веке в Рейнской области вспыхнул костер. Приговоров было так много, что монах Эвервин де Штайнфельд попросил помощи у цистерцианского монаха Бернара, который имеет репутацию жестокого преследователя язычников. После масштабных набегов и погромов в Кельне зажгли костры. Приговоры судов больше не содержали безосновательных обвинений в распутстве и колдовстве, а содержали явные разногласия между сектантскими и православными церковными концепциями.
Осужденные и осужденные «апостолы сатаны» приняли свою смерть с такой твердостью, что вызвали ропот и беспокойство в толпе, находившейся у костра.
В то время земли южной Европы считались основными центрами еретических движений. Общины строились по образу католических церквей, но в то же время руководящие должности закреплялись за женщинами. Еретиков в средние века называли «хорошими мужчинами и женщинами». Позднее исследователи стали называть их катарами.
известно, что еретики имели свои церковные учреждения, проводили свои соборы и привлекали в свои ряды новых последователей. Франция и Германия грызли инакомыслие, но в Италии и Лангедоке катары усилили и расширили свое влияние. В то время многие благородные семьи приняли новую веру, предоставили убежище и пищу преследуемым соверующим и распространяли проповедуемые ими учения.
Инквизиция и публичная казнь
Несмотря на репрессивную политику церкви, среди граждан и крестьян появлялось все больше и больше людей, которые сомневались в правильности ее учения. Они обвиняли духовенство в праздности и непомерной трате денег. Католическое духовенство немедленно отреагировало на религиозный бунт, ответив жесткими репрессиями, которые на протяжении нескольких столетий волновали всю Европу.
Для борьбы с еретиками была создана инквизиция — тайный церковный трибунал, который, используя практику анонимных отношений, разбирался с «посланниками дьявола на земле». На процессе не было следствия, оно сопровождалось долгими и жестокими пытками и закончилось смертной казнью.
Часто прокуроры и судьи даже не знали имен осужденных и называли их «подсудимые номер один, номер два…». Средневековая инквизиция делегировала светским властям право казнить людей других вероисповеданий, но они всегда контролировали исполнение приговора. Смертная казнь была приведена в исполнение публичным сожжением. Это наказание было суровым.
На начальном этапе жертвами становились люди, не согласные с классическим учением церкви. Со временем категории отступников росли в геометрической прогрессии. Привлекательных женщин и девушек обвиняли в порочных связях с дьяволом и в колдовстве. Дети, рожденные с ограниченными возможностями, считались детьми сатаны. Их всех ждала неминуемая судьба.
Семьи еретиков были разорены, их имущество было поделено пополам между духовенством и казной. Ученые, взгляды которых принципиально расходились с учением Церкви, также стали жертвами инквизиционных процессов. Известному астроному Галилео Галилею удалось избежать смерти на костре только после публичного отказа от учения Коперника.
По оценкам, в результате пожара Святой инквизиции погибло более 12 миллионов европейцев, 98% из которых невиновны.
Разновидность отрицаний веры
Общее слово «ересь» имеет несколько разновидностей, которые просто объединяются в единое целое. Список ересей в Православии достаточно обширен, но кое-что о них нужно знать, чтобы не путать с ним раскол и отступничество. Классификация делится на следующие категории:
по отношению к основным христианским церквям; от принадлежности к национальным культурам; наличие или отсутствие религиозной веры; степень радикальности; по природе синкретизма; от догматической проблемы в процессе ее решения; из эпох развития и др.
Главная опасность ереси
Об авве Агафоне говорили:
«Некоторые обратились к нему, когда узнали, что он очень осторожен. Желая испытать его, он рассердится, его спрашивают:
«Вы Агатон? Мы слышали, что вы блуд и гордый человек ».« Да, верно, — ответил он.
Они снова его спрашивают: «Ты, Агафон, клеветник и болтун?» «Я», — ответил он.
И еще говорят ему: «Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — ответил он.
Потом они спросили его: «Скажи, почему ты согласился со всем, что сказал, но не выдержал последнего слова?»
Он им ответил: «Я признаю для себя первые пороки, потому что это исповедание полезно моей душе, а признать себя еретиком — значит отлучение от Бога, а я не хочу, чтобы меня отлучил мой Бог».
Услышав это, они подивились его благоразумию и, получив назидание, ушли».
(Antico patericon. 1914. С. 27. № 4.)
История
Следовательно, лексическое значение слова «еретик» можно определить следующим образом: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит устоявшимся верованиям или обычаям, особенно церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» был придуман для обозначения разделений, расколов и фракций, которые придерживались различных взглядов в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь утвердила основные учения веры. Эти основы находятся в Апостольском символе веры и в Никейском символе веры. Однако на протяжении веков богословы и религиозные лидеры предлагали доктрины, отличные от установленных, и противоречат устоявшимся христианским верованиям.
Чтобы сохранить сильные позиции последнего, церковь выбрала людей, которые проповедовали, что определенные идеи представляют угрозу христианству. Не так давно так называемых еретиков заклеймили не только как врагов церкви, но и как врагов государства. Преследование расширилось с тех пор, как Папа санкционировал инквизицию. Эти расследования часто приводили к пыткам и казням невинных жертв. Тысячи людей были брошены в тюрьмы и сожжены на кострах.
Библейская энциклопедия арх. Никифора
ересь
(от греческого разделения, разделения, секта; Деяния 5:17, 2 Пет 2: 1, Титу 3:10) — согласно учению Православной Церкви, это когда люди смешивают мнения, противоречащие Божественной истине, с учением вера: таково, например, ложное учение Ария, злобно помышлявшего о Сыне Божьем, Македонии, злобно помышлявшем о Святом Духе, Нестории, Симоне-колдуне, обычно почитавшемся патриархом гностиков, иконоборцев, Монофизиты и многие другие еретики. Однако слово ересь в целом имеет широкое значение, но почти всегда воспринимается в отрицательном смысле, то есть: оно означает религиозные праздники среди евреев, таких как фарисеи и саддукеи (Де 5:17, 15: 5, 26 5).), затем различные религиозные партии в христианском обществе (1 Кор 11:19; Гал 5:20), затем ереси в собственном смысле слова, то есть произвольные извращения христианской истины (2 Пет 2,1), самые известные ереси в Русской Церкви были: Богомиловы (в X веке), волхвы (в XII веке), стригольники (в XIII веке), иудействующие (в XV веке), Бакшин и Косой (в XVI веке) века). Древние верующие и раскол с его различными ответвлениями (в XVII в.), Тверитинская ересь, бегуны, хлысты и др. (XVIII в.), Евнухи, молокане, штундисты, пашковцы и др. (XVIII, XIX в.).
Интересные факты о происхождении термина «ересь»
Понятие «хайресис» попало в романтическую группу из древнегреческого языка, отсюда слово «ересь» переводится как «выбор, учение, направление, школа, мнение».
Позже, в разгар расцвета католицизма, появился еще один смысловой нюанс — «секта», под которым понимали сознательное отклонение от основных истин господствующей религии.
интересно, что изначально этот термин использовался в более мягкой или нейтральной описательной форме, не подразумевающей отрицательного значения. Так, в частности, у греков слово «ересь» использовалось для обозначения учений фарисеев и саддукеев, практикуемых еврейскими религиозными и политическими партиями.
При этом сами евреи называли раннее христианство «ересью назареев». Что касается русского синодального перевода, то здесь «ересь» трактуется как «инакомыслие».
С появлением писем Нового Завета это определение приобрело негативный оттенок.
Согласно библейской логике, всякий, кто отклоняется от учения Христа, обречен на гибель. Таким образом, апостол Павел складывает в одну строку несколько понятий разного значения: «ересь», «магия», «колдовство» и «идолопоклонство».
Католическая церковь пошла еще дальше в этом вопросе, когда она стала называть ересью любую доктрину, хоть как-то отличавшуюся от ее религиозных постулатов.
Яркий пример тому — стигматизация еретиками всех православных христиан после Великого раскола (раскола христианства на католицизм и православие во второй половине IX века).
Другой пример — два столетия бесконечных крестовых походов, жертвами которых стали не только мусульмане и язычники, но и многие-многие христиане, для защиты которых все и началось бы.
Позже, с тринадцатого по восемнадцатый век, папская церковь развяжет настоящую войну против инакомыслящих: тотальную, беспощадную и буквально кровавую. Будет создана особая организация по розыску и наказанию еретиков — Святая инквизиция.
Его целью будет полное искоренение всевозможных ересей, включая малейшие проявления свободы мысли.
Выдающиеся личности, такие как Галилео Галилей, Жанна д’Арк, Никколо Копернико, Данте Алигьери, Джордано Бруно, станут жертвами папских карательных комитетов.
Вместе с тем история ясно показывает чрезмерное рвение духовенства, призывающее к очищению веры. Многие, вероятно, знают имя Теодора I, папы, возглавлявшего Святейший Престол в 642-649 годах.
Обвиненный византийскими богословами в ереси, Великий Патриарх был вынужден защищаться и подробно изложил суть своих взглядов в многотомных посланиях Собора.
Византийским критикам, которым потребовались годы, чтобы детально изучить бесчисленные страницы отчета Теодора, ничего не оставалось, кроме как признать свои безосновательные утверждения и отказаться от обвинений.
Теперь история, кажется, повторяется, поскольку в ереси обвинялся еще один Папа: нынешний Папа Франциск, который возглавлял католическую церковь в 2013 году.
В сентябре 2017 года группа из шести десятков консервативных католиков — богословов, ученых и священников — сделала официальные заявления Франциску, обвинив его в распространении ереси.
Камнем преткновения стало так называемое послесинодальное предупреждение Папы «Радость любви», опубликованное годом ранее. В этом документе заявители усмотрели целых семь еретических положений, противоречащих официальным доктринам католической церкви в вопросах таинств, вторых браков и морали.
В отличие от проницательного Феодора I, Папа Франциск до сих пор не дал ответа своим обвинителям.
Катары
В 11-13 веках по всей Европе горели костры. Сожжение еретика стало казаться церковным чиновникам самым простым способом избавиться от оппозиции. Разделение церкви на западную (католическую) и восточную (православную) в XI веке стимулировало появление новых учений. Самыми известными идеологическими противниками были катары, или «чистые». Их развитая богословская система в значительной степени основывалась на языческих традициях, особенно на манихействе, предполагавшем равенство сил Бога и дьявола. Катары не считали устройство мира совершенным. Они критиковали государственные учреждения, истребление денег священников и открыто называли Папу римским слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетель и трудолюбие. Они создали свою церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда слово «катары» используется для объединения представителей других учений со схожими характеристиками: вальденсов, богомилов, павликовцев. В 1209 году папа серьезно отнесся к катарам, пригласив соседних феодалов искоренить еретиков и захватить их земли.
Этимологический Словарь Русского Языка
ересь
Старославянский язык — ересь.
Греческое — аирезис (выбор, секта).
Примерное время появления на древнерусском языке — конец XII века.
Слово «ересь», как и многие другие слова в религиозном словаре, заимствовано из греческого языка, поскольку Греция является прародительницей православной христианской религии.
Основное значение этого слова — «ложь, ложное религиозное учение». Много позже это слово приобрело другие значения. Все, что ложно и не имеет смысла, называется ересью. Следует отметить, что это слово имеет негативный оттенок.
Производное: еретик.
Об отличии ошибки от ереси ^:
В зависимости от степени ясности и точности понимания человеком учения Церкви можно выделить пять этапов. Первый — это догмы, содержащиеся в словах. Здесь все кристально чистое, лишнее обрезано, все, что нужно, сказано.
Второе — это акцент. Акцент подчеркивает лишь определенный запас полноты рисунка. Святой Афанасий Великий пожертвовал всей своей жизнью, чтобы быть «единосущным». Но «единосущность» — это еще не полнота догмы. Богословие святых отцов — это в основном богословие акцентов. Один мог выделить акцент, другой — другой.
Третий этап — неточность. Неточность возникла из-за недопонимания. Например, святой Кирилл Александрийский использовал слово «ипостась» для обозначения «сущности». Он не имел в виду значение, которое монофизиты позже вложат в его слова, но он еще не мог облечь свою мысль в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.
Четвертый этап — ошибка. Ошибка есть ошибка. Св. Григорий Нисский (богослов IV века — прим. Ред.) Исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем освобождении от вечного посмертного возмездия. Но если бы Церковь указала на ошибку, он бы не стал настаивать.
Пятый этап — ересь. Святые отцы могут ошибаться, но они упорствуют в этом — нет. Святой Винсент Леринский (галльский богослов V века) пишет: «Авторы этого мнения признаны православными, а последователи — еретики, учителя допускаются и ученики осуждаются, писатели мудрецов будут сыновьями царства и их защитниками будет подчиняться геенне ». Где-то между четвертой и пятой стадиями, между заблуждением и ересью, есть граница, которая отделяет жизнь церкви от жизни вне церкви. Опять же, важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу, это путь к истине, если в противоположном направлении — к ереси. Вы не станете еретиком в одночасье, это результат долгого процесса, этого очень неправильного движения.
Значение термина
Ересь — это умышленное искажение ортодоксальных догм.
В древнегреческом языке слово ересь (др. Греч. Αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятие «ересь» в иудео-эллинистической культуре указывало на религиозные или философские тенденции, тенденции и школы. Например, религиозные и политические партии фарисеев и саддукеев называются ересями в Деяниях (Деяния 5:17, 15: 5, 26: 5).
В апостольских посланиях Нового Завета понятие «ересь» приобретает иной оттенок. Он начинает противодействовать правильному учению, он превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или поток мысли, а сознательное желание опрокинуть основы христианского учения и, следовательно, лишить человека возможности спасения в вечности.
Суть еретических учений прекрасно выразил святитель Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами он считал, что еретиков следует отнести к тем, кто отчуждал себя от Православия в самой вере, искажая один или несколько догматов, изложенных в Символе веры или в любом священном предании и таинстве, освященном оригиналом и долгим. -срочное пользование в церкви. «Они называли их еретиками, которые были полностью отвергнуты и отчуждены одной верой», — говорит святитель Василий по мнению святых отцов. «Потому что есть явная разница в самой вере в Бога».
В соответствии с интерпретацией позиции св. Василия Великого, как сообщил выдающийся православный комментатор канонического права Джованни Зонара, «еретики — это все те, кто думает, не соглашаясь с православной верой, даже если давным-давно, даже недавно, они были отлучены Церковью, даже если это были старые или новые ереси».
Знаток церковного права епископ Далмация-Истрия Никодим (Милаш) писал, что ересь как «учение, противоречащее православной вере, однако не обязательно должно касаться основ православной веры, чтобы считать данного человека еретиком» в догме, и поэтому он уже еретик».
Суть ереси глубоко раскрывает С. Игнатий Брянчанинов: «Ересь — это завуалированный отказ от христианства. Когда люди начали отказываться от идолопоклонства из-за его очевидной абсурдности и пришли к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия дьявола поддержать идолопоклонство среди людей были напрасны; затем он изобрел ересь, и посредством ереси, сохранив имя и некоторые аспекты христианства для тех, кто их придерживается, он не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».
Как справедливо замечает септолог А.Л. Дворкин, «слово еретик .. означает человека, который делает произвольный выбор, руководствуясь собственными идеями и желаниями. Этот термин имеет христианское происхождение и поэтому становится еретиком в святоотеческом смысле слова слово, человек изначально должен был оставаться в истине».
В аскетическом плане ересь — это крайняя степень восхитительного мнения, которое может периодически обновляться как типологически стабильное пленение разума. В ереси сочетаются многие состояния страсти: мнение, самообман, гордость, личная воля и т.д.
Свобода богословских мнений
— Если мы изучим историю церковной письменности, то быстро заметим, что одни и те же святые отцы далеко не всегда единодушны, первые иногда противоречат более поздним…
— Последующие догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и только его словесная форма может изменяться с течением времени. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления последующих догматических формулировок, верили так же, как и мы. Несмотря на то, что многие предки при объяснении учения о Святой Троице использовали терминологию, а не Символ веры (принятого в 325 г.), мы уверены, что они понимали его формулировки в контексте церковного Предания.
интересно, что Церковь определяет догматы только те доктринальные истины, которые имеют прямое значение для спасения человека. Православные догматы — это всегда своего рода коридор, в котором богослов может так или иначе мыслить, главное — не выходить за обозначенные рамки. Самый яркий пример этого — орос Халкидонского Собора с его определением единства природы во Христе: неслитное, неизменное, неотделимое, неотделимое.
Более того, существует значительное количество доктринальных истин, которые имеют для нас очень важное значение и вообще не имеют жестких догматических формулировок. Например, о телесности или бесплотности ангелов. Ладно. Поэтому в Церкви мы различаем догматы и богословские мнения.
— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где линия приемлемого несогласия? Какие критерии?
— Частные богословские мнения могут не совпадать друг с другом, но в то же время они не должны прямо или косвенно противоречить догматам. Если это произойдет, то «частное богословское мнение» станет ересью. Кроме того, как уже упоминалось, ересь подрывает фундаментальные истины, а частные богословы и богословские мнения касаются доктринальных вопросов частного характера, которые не так важны для спасения, как истины, которые мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос о трех частях (дух-душа-тело) и двух частях (тело-душа) человеческой природы. — Ред.) И, конечно, следует четко понимать, что есть два важных аспекта в ереси: затем доктринальный вопрос и отношение еретика к своему лжеучению. Те, кто принимает ересь за истину, не просто не согласны с кем-то в чем-то, они противопоставляют себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства. Еретик не только заблуждается, но и тот, кто из-за своей ошибки дистанцируется от единства Церкви, отказывается от единства веры, любви и, в конечном счете, от единства евхаристического общения.
По некоторым вопросам, безусловно, возможны разногласия; и в этой связи я вспоминаю известное выражение блаженного Августина, который заповедал сохранять «любовь в главном родстве, во вторичном разнообразии, во всем». Критерий, определяющий, где кончается разногласие и где начинается ересь, хорошо виден из этих слов святого отца: разногласия не должны служить разладом и насилием над любовью.
Кто помнит слова святого апостола Павла: «Помышляйте, имейте ту же любовь, будьте единым сердцем и единым умом; Ничего не делайте из честолюбия или тщеславия »(Флп. 2: 3), содержит четкий критерий различия между разрешенным в Церкви инакомыслием и самой ересью.
— Откуда же тогда сам факт разногласий святых отцов, если Бог один?
— Зададимся вопросом: что первично, опыт или его последующее выражение? Очевидно опыт. И только потом его выражение. Однако не следует забывать, что иногда даже очень простой опыт трудно перевести в словесную форму. Вы должны искать слова, понятия, исправлять их и уточнять. Одно и то же можно выразить разными словами: более или менее удачно, содержательно, красиво, в конце концов. Иногда нужно время, чтобы выразить свой опыт. Я думаю, что все это испытали. Так и с Церковью: она пережила общение с Богом — Господь явился ей. И никто не сомневался в существовании этого опыта, но требовалось время, чтобы его выразить, поискать словесные формулировки. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что Церковь не верила в это, что был какой-то другой опыт.