- Основные идеи, цели, положения и ценности идеологии социал-демократизма
- Оценка. Отрицательная или положительная?
- Отношение социал-демократов к другим идеологиям
- Представители
- Социал-либерализм
- Истоки и причины создания социал-демократической идеологии
- Первый и Второй Интернационал: начало противостояния социал-демократической и коммунистической идеологии
- Новое время и политические идеологии
- Различие с демократическим социализмом
- Социал-демократические партии в зарубежных странах
- Социал-демократические взгляды Эдуарда Бернштейна
- Основные принципы социал-демократии
- В Российской Федерации
- Как появилась
- История социал-демократической партий и организаций в XX в.
- Высшее мировоззрение
- Чьи интересы выражает социал-демократия
Основные идеи, цели, положения и ценности идеологии социал-демократизма
Первоначальная социал-демократия разработала антикапиталистическую программу. Но со временем это превратилось в политический прагматизм. Социал-демократия считается умеренным трендом в современном левом движении.
Прагматическая социал-демократия фокусируется только на минимальной программе, которая стремится вызвать частичные изменения в институтах представительной демократии, парламентской и капиталистической рыночной экономики, исходя из экономической роли государственного сектора, государственного регулирования, программ, инвестиций и услуг. Социал-демократы стремятся уменьшить несправедливость, вызванную нерегулируемой либеральной моделью капиталистической рыночной экономики.
Практическая реализация такого частичного изменения институтов парламентской демократии и капиталистической рыночной экономики выражается в таких понятиях, как «социально ответственное государство» или «государство всеобщего благосостояния».
Большинство социал-демократических партий, организаций и движений в основном разделяют следующие ценности:
- свобода — свобода демократического участия, свобода как защита и знание прав, свобода от дискриминации, зависимости, крайней бедности, страха и злоупотребления политической, экономической и иной властью и положением;
- равенство — не только перед законом, но и равные возможности и возможности для всех людей (и всех социальных классов) в различных сферах жизни, независимо от пола, профессии, статуса и других различий;
- солидарность — проявление понимания и сострадания к людям, которые стали жертвами той или иной формы дискриминации, несправедливости, неравенства или неудобных обстоятельств, личная готовность действовать вместе с другими, чтобы найти способы уменьшить и предотвратить такие явления (этот принцип также подразумевает развитие институциональных формы солидарности и международной солидарности);
- достижение, уважение, защита и продвижение прав человека и основных свобод без дискриминации по какой-либо причине (например, раса, пол, цвет кожи, социальное происхождение, национальное происхождение, этническая принадлежность, связь с нацией или сообществом, язык, религия или убеждения, политические или иное мнение, членство в политической, профсоюзной или иной организации, сексуальная ориентация, брак или семья, место рождения, возраст, социальный статус, баланс, генетические характеристики, состояние здоровья, инвалидность или другие личные качества);
- бесплатное здравоохранение, образование и социальная помощь от государства;
- расширение и защита прав и свобод обездоленных и маргинализированных слоев населения, социальных групп и слоев населения;
- относительно справедливое распределение национального дохода, например, посредством прогрессивного налогообложения;
- государственное вмешательство в экономику для расширения социального сектора (особенно кооперативов);
- устойчивое экономическое развитие при одновременном содействии сбалансированному развитию городских и сельских территорий (поддержание баланса между местным и региональным развитием);
- активная государственная политика на рынке труда;
- развитие права людей на труд, профсоюзы, здравоохранение, образование и социальную защиту;
- расширение влияния сотрудников на предприятие (кадровое самоуправление);
- защита прав работников (в том числе обеспечение возможности функционирования профсоюзов) и прав потребителей;
- улучшить положение рабочих, особенно рабочего класса;
- идея демократии участия и растущее влияние граждан и гражданского общества на власть;
- использование демократических, ненасильственных, парламентских и внепарламентских форм действий, а также противодействие всем недемократическим, авторитарным и тоталитарным формам государства;
- внедрение и развитие демократических институтов, верховенства закона и социальной ответственности;
- установление равенства мужчин и женщин в обществе;
- развитие плюралистического и поддерживающего общества, улучшающего качество жизни рабочих, уязвимых групп и общества в целом;
- ускорение социального и научно-технического прогресса (достижения в области технологий и информации служат на благо человечества);
- охрана культурного и природного наследия, а также окружающей среды и животных;
- продвигать мирные и дипломатические средства разрешения споров и конфликтов.
Социал-демократия предлагает идею создания государства всеобщего благосостояния путем исправления ошибок общества. Согласно социал-демократам, богатство государства делится по принципу социальной справедливости, то есть богатство используется поровну между капиталистами и народом.
Для достижения этих целей социал-демократия намерена усилить регулирующую и административную деятельность государства. Социал-демократия вместе с буржуазией стремится претворять в жизнь принципы социализма эволюционным путем, не разрушая современное капиталистическое общество.
Их политическая повестка дня в основном основана на парламентской демократии и капиталистической рыночной экономике с правом голоса как для нижнего, так и для среднего классов.
Социал-демократия противостоит всем формам авторитаризма и однопартийного правления. Таким образом, социал-демократия противостоит концепции однопартийной модели правления, которую защищали так называемые большевистско-коммунистические партии ХХ века.
Оценка. Отрицательная или положительная?
Оценка ситуации остается традиционной, а также охватывает стороны социализма и демократии. Постоянно появляются причины, по которым ее обвиняют в неплатежеспособности. Это стало особенно очевидным после разделения в России партии на большевиков и социал-демократов. Одна сторона обвиняла другую, например, в отказе от классовой борьбы. Пересмотр мнений привел социал-демократию к своего рода пересмотру устоявшихся доктрин. Многие представители партии подверглись резкой критике, так как обращались не к рабочим, а к средней буржуазии. После небольшой потери политического влияния такое движение все еще сохраняется и считается довольно популярным. Это связано с тем, что социал-демократия считается той самой идеологией, которую необходимо уважать и которой необходимо следовать, даже если не всегда возможно претворить ее в жизнь.
Отношение социал-демократов к другим идеологиям
Как правило, социал-демократы враждебны тем идеологиям, которые не принимают демократических «правил игры», которые хотят сосредоточить всю политическую власть исключительно в своих руках и лишить всех остальных возможности участвовать в выборах. Очень часто сюда входят коммунисты, фашисты, нацисты, сторонники абсолютной монархии и авторитаризма, некоторые анархисты и либертарианцы, которые намеревались разрушить систему представительной демократии (поскольку прямая демократия не рассматривается нами как адекватная альтернатива, мы подробно рассмотрели здесь). Это основные политические противники социал-демократов: в наших статьях о демократии, смене власти и инклюзивных институтах мы писали, почему демократия необходима и положительно влияет на уровень жизни, в то время как большинство диктатур привели к обнищанию и нарушению прав человека.
Манифест 1932 года. Социал-демократы выступают против любой угрозы демократии
Социал-демократы проявляют сдержанное отношение к тем движениям, которые разделяют демократические принципы и признают право своих соперников участвовать в справедливых выборах, формировать правительства и т.д. (Но они не являются левыми). Сюда входят некоторые национал-либералы и демократы (подробнее демократические движения упоминаются в статье с перечислением идеологий). С ними допустима широкая коалиция для свержения авторитарного режима, но вряд ли правящие коалиции.
Наконец, социал-демократы обычно строят союзнические отношения с социал-либералами и «зелеными», а также с социал-демократами и христианскими демократами. Коммунисты и анархисты могут входить в парламентскую коалицию с социал-демократами, но только как умеренные и только как второстепенные партнеры.
Представители
Российская партия называется РСДРП. Количество ее представителей — более тридцати. Среди них: Голов А.Г., Джарасов С.С., Лакин М.И., Мартов Ю. О., Оболенский А.М и другие. Что касается зарубежных представителей социал-демократии, то вот некоторые из них: Ф. Ласаль, Г. Ф. Цундель, С. С. Андерссон и другие. На сегодняшний день в мире насчитывается около восьми десятков таких вечеринок. Основные представители — это рабочий класс, интеллигенция, средний и малый бизнес.
Социал-либерализм
Можно упомянуть отличительные черты социал-либерализма и социал-демократии. Представителей последних называют демократическими социалистами, так как на самом деле они выступают за демократический социализм. Они выражают неприятие современного рынка, у них сформированы собственные идеи. Во-первых, это справедливость, разделение государственных доходов поровну. Они также за социальные гарантии, за надлежащее регулирование со стороны государства, за снижение налоговых ставок для дальнейшего развития. Социал-демократы поддерживают право государства владеть своей собственностью через общество.
Социальные либералы, с другой стороны, выступают за частную собственность, а также против использования государственной власти посредством производства. Согласно существующей идеологии, должно быть и то, и другое. Например, социальные либералы выступают за производство. Но должны быть и производство, и перераспределение, а также спрос и предложение. Их взгляды также можно объяснить расширением внешней торговли.
Истоки и причины создания социал-демократической идеологии
Развитие индустриального общества в XIX веке и подъем рабочего класса, который жил на очень низком уровне, породили социалистическое мышление. На рабочее движение больше всего повлиял Карл Маркс, который объявил о создании встроенной формы, вызванной коммунистическим революционным движением, диктатурой пролетариата и бесклассовых граждан.
Название «Социал-демократия» связано с созданием в Германии в 1869 г. Социал-демократической рабочей партии (СРП), которая считала своим долгом ввести коммунистическую систему и оставалась под марксистским влиянием ее основателей Вильгельма Либкнехта, Августа Бебеля и Всеобщий союз немецких рабочих.
Первый и Второй Интернационал: начало противостояния социал-демократической и коммунистической идеологии
В 1889 году все социал-демократические партии были объединены Интернационалом.
Основной партией, возглавлявшей другие европейские партии, была СРП. Его члены выполняли важнейшие функции в Интернационале. До конца XIX века многие социалистические партии использовали только переводы программы своих немецких предшественников.
С начала 20 века изначально революционная социалистическая социал-демократия все больше отличалась от коммунистических движений тем, что она стремилась решать социальные проблемы не через революцию в рабочем классе, не через насилие и революцию против буржуазии, но мирно в рамках демократических реформ. Социал-демократические движения превратились в политические партии.
Соответствующие тезисы, защищенные в Германии, в частности Эдуардом Бернштейном с конца 1890 г. («Теория ревизионизма»), постепенно укоренились в социал-демократии против первоначальной революционной доктрины.
В некоторых странах социал-демократия близка к левому либерализму, который, однако, не отводит государству, как и социал-демократия, решающую роль в решении политических проблем. В начале своего существования социал-демократия также была больше ориентирована на социальные классовые структуры, особенно на рабочий класс того времени.
Современное социал-демократическое движение возникло в результате раскола социалистического движения. Это разделение можно охарактеризовать как конфликт между теми активистами, которые настаивали на революции как методе реализации социалистической программы, и теми, кто считал, что эти изменения можно вводить постепенно.
Коммунисты отказались от социал-демократической идеологии из-за неприятия революции, ее демократично-парламентской ориентации, заключения компромиссов с буржуазией.
Слои и партии, а также временное сотрудничество с контрреволюционными или правыми экстремистскими военнослужащими (например, в насильственном подавлении восстания в Германии в 1919 году) неоднократно обвинялись в «предательстве» рабочего класса. С другой стороны, правые круги часто отождествляли социал-демократию с коммунистами, а ее плюралистическая демократическая ориентация называлась маскировкой.
Резкие расхождения во взглядах внутри социал-демократических партий проявились со смертью Маркса и интерпретацией его мысли Карлом Каутским, который считается первым демократическим социалистом, хотя он не подвергал сомнению ни революцию, ни диктатуру пролетариата (здесь диктатура интерпретировалась как «рабочая демократия», в отличие от «буржуазной демократии», что соответствовало тезисам Маркса).
Термин «социал-демократия» использовался в контексте рабочей партии до большевистской революции в ноябре 1917 года, когда в обращение вошел термин «коммунистический», первоначально относящийся к группам, которые пытались достичь социализма через революцию.
Во Франции социал-демократическое движение основал марксист Жан Жорес. Он утверждал, что не существует согласованной социалистической платформы, которая могла бы применяться в разных странах и регионах из-за разных политических систем.
По его мнению, политические разногласия между Германией и Францией показали, что социалистическая тактика, использованная в Германии, не будет работать в других странах, а также что парламентская демократия была ключом к развитию социалистического движения во Франции.
В целом к теоретикам социал-демократической идеологии можно отнести следующих мыслителей:
- Август Бебель (1840-1913);
- Эдвард Бернштейн (1850-1932);
- Жан Жорес (1859-1914);
- Карл Каутский (1854-1938);
- Отто Бауэр (1881-1938);
- Роберт Оуэн (1771-1858).
Новое время и политические идеологии
В настоящее время можно выделить основные политические идеологии: социал-демократия, либерализм, консерватизм, а также фашизм и коммунизм. Либерализм возник на фоне феодальных порядков и основными его взглядами были:
- возможность для работников участвовать в управлении;
- отношения частной собственности;
- социальная справедливость, награды за талант и труд.
Консерватизм стал выступать взаимной идеологией. Основное внимание уделяется дому, семье, порядку и стабильности. Сохраняя человека, сохраняя ценности, сформированные в прошлом.
Следует также подчеркнуть фашизм. С самого начала он стал выражать агрессивные взгляды различных слоев буржуазии. Преобладание одной расы над другой существенно. Отличительными чертами стали жесткие методы управления государством, подавление интересов общества, их прав и свобод.
Различие с демократическим социализмом
Несмотря на то, что многие социал-демократические партии до сих пор называют своей целью достижение социализма, который сейчас называется демократическим социализмом (например, немецкие социал-демократы заявляют, что «это означает общество, в котором действительно преобладают свобода, справедливость и солидарность» 10) , не все социал-демократы разделяют это требование.
Основная причина в том, что такая цель, как «социализм», заменяет цель реализации прогрессивных ценностей. При этом никто точно не знает, каким будет этот «социализм», что допускает разные интерпретации. У нас есть советский опыт, когда система, построенная в сталинский период, называлась «социализмом» (в 1936 году Иосиф Сталин сказал, что «мы практически уже реализовали первую фазу коммунизма, социализм» 11), и поэтому, так сказать ,, провозгласил достижение целей, несмотря на то, что при этом прогрессивные ценности реализовывались лишь в очень ограниченной степени, а права человека грубо нарушались. Подменяя ценности целью в форме «социализма», мы снова рискуем наступить на те же грабли. Если будет установлено неправильное определение социализма (за него могут бороться недобросовестные люди в социал-демократическом движении — ни одно движение не застраховано от присутствия таких людей), у нас будет неправильная цель, и это приведет нас в тупик. Более того, как мы отмечали в статье об экономических системах, социализм обычно означает отсутствие частной собственности на средства производства. Это противоречит исследованиям, которые делают вывод о необходимости частной собственности.
Следовательно, прогрессивные социал-демократы не ставят перед собой конечной цели, и социал-демократия не является одной из них — предполагается, что ее развитие может быть бесконечным и будет по-разному реагировать на различные вызовы разных эпох: как отмечено в Основах социализма. Демократия: «Социал-демократия не строится раз и навсегда, она не реализуется сразу, как в 100-метровом забеге» 12. Мы не знаем, каким будет развитие производительных сил в будущем и как это повлияет на требования к справедливой структуре общества, поэтому мы не должны моделировать сейчас, без наличия адекватных знаний, как это будет организовано. Демократические социалисты, с другой стороны, поставили перед собой цель достижения «социализма», хотя даже не знают точно, как он должен быть организован. В этом разница между социал-демократами и социалистами-демократами. Например, из того, что пишут якобинские демократические социалисты, можно понять, что их концепция демократического социализма обязательно подразумевает сокращение доли частной собственности13, в то время как они лишь второстепенно озабочены тем, насколько это поможет реализации ценностей человеческой универсальности. Когда проблема перераспределения собственности беспокоит людей больше, чем то, как это перераспределение влияет на уровень жизни, это вызывает плохие мысли об их истинных намерениях.
Как отмечает известный экономист Дарон Аджемоглу, демократический социализм часто путают с социал-демократией: последняя не предполагает обобществления производства. По его мнению, отклонения от социал-демократического общественного договора — как в сторону демократического социализма и социализации отраслей, так и в сторону отказа от регулирования рынков — приводят к отрицательным экономическим результатам14. Он резюмирует: «Социал-демократия лучше демократического социализма».
Социал-демократические партии в зарубежных странах
Основной партией этого типа в Германии можно назвать Всеобщий союз немецких рабочих. Эта партия состоит из более чем четырехсот членов, которые вносят обязательные взносы. Внутри этой партии были созданы специальные подгруппы работников для защиты интересов отдельных социальных групп.
Социал-демократическая рабочая партия Швеции признана самой крупной партией. Он тесно сотрудничает с профсоюзными партиями страны. Их идеология — стремиться формировать демократию, равенство, общественные права и свободы. Особое внимание они уделяют развитию социальных программ. Есть еще родственные организации: союз молодежи, женщин, студентов. Главный орган партии — съезд партии.
Вы также можете позвонить в Демократическую партию Италии. Эта партия стала преемницей коалиции, терявшей количество избирателей. Партия состоит из региональных, региональных и провинциальных союзов. Главный орган партии — Национальное собрание. В партии есть следующие внутренние течения: либеральное, христианско-социалистическое, экологическое, социал-демократическое.
Социал-демократические взгляды Эдуарда Бернштейна
Одним из важнейших основателей современной социал-демократии был Эдуард Бернштейн, сторонник социализма и реформистского марксизма. Критики Бернштейна называли его «ревизионистом». Его противники называли себя «ортодоксальными марксистами». Однако Сэм Бернштейн утверждал, что его взгляды полностью соответствуют философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, особенно в то время, когда Маркс и Энгельс признавали, что социализм должен быть достигнут демократическими и парламентскими средствами.
Ревизионисты критиковали ортодоксальных марксистов, особенно Карла Каутского, который упустил из виду необходимость развития капитализма, чтобы заменить его социализмом, упомянутым Марксом, и был слишком идеалистичен в отношении тезиса о социалистическом государстве.
Бернштейн был прочно связан с учением Маркса и Энгельса, но он видел тезис, по его мнению, ошибочный, марксистский, который ставил под сомнение прежде всего теорию исторического материализма.
На практике он отверг многие существенные элементы марксистской теории. Бернштейн и другие представители немецкого рабочего движения раскритиковали некоторые вопросы Коммунистического манифеста, в частности, спорный тезис о постепенном расширении рабочего класса за счет среднего класса.
Сам Маркс согласился с Бернштейном, который признал, что средний класс не исчез и что его теория прибавочной стоимости в этом вопросе неверна. Бернштейн назвал это долгосрочным планом перехода к социалистической капиталистической экономике, а не внезапной капиталистической революцией, предполагающей переходное состояние смешанной экономики.
Эдуарда Бернштейна считают отцом социал-демократии. Его идеи были более критичными по отношению к марксистской мысли. В эволюционном социализме Бернштейн критиковал социальную революцию, продвигаемую Марксом, а также диктатуру пролетариата. Он говорил о постепенном превращении социализма в капиталистическую систему с конечной целью создания социалистического общества.
Основные принципы социал-демократии
Каждое политическое движение основано на заявленных ценностях — вся теория и практика построены таким образом, чтобы наилучшим образом их реализовать. Как отмечается в учебнике «Основы социал-демократии»: «Социал-демократия на нормативном уровне руководствуется базовыми ценностями и основными правами и свободами человека… В настоящее время мы говорим, как правило, о трех фундаментальных ценностях: свободе, равенство / справедливость и солидарность »7. Мы рассмотрели вопрос свободы и толерантности в соответствующей статье, где объяснили, что свобода не означает способность делать то, что вы хотите — она ограничена законом различных авторов, солидарность можно резюмировать следующим образом8:
- Чувство коллективной и взаимной ответственности, обусловленное общими интересами;
- Он находит свое выражение в поведении, которое служит благу общества и иногда не отвечает его собственной выгоде в краткосрочной перспективе;
- Это выходит за рамки формального требования взаимной справедливости.
Наша газета расширяет и конкретизирует перечень ценностей: мы представляем его в статье о прогрессивных ценностях — они являются основой прогрессивной социал-демократии. На наш взгляд, они позволяют более полно разработать современную политическую стратегию социал-демократов.
В политическом отношении социал-демократы разделяют основные принципы демократии — мы перечислили их в этой статье. Прогрессивные социал-демократы идут еще дальше и предлагают лозунг профессиональных советов, лозунг сознательной демократии, короче говоря, укрепления демократизации.
С экономической точки зрения социал-демократы выступают за смешанную экономику (другой термин — «скоординированную рыночную экономику»), государство всеобщего благосостояния, прогрессивный налог и развитие обрабатывающей промышленности и / или инновационных отраслей. Прогрессивные социал-демократы лишь дополняют эти требования, расширяя принципы прогрессивного налогообложения и государства всеобщего благосостояния, а также добавляют несколько других штрихов: мы обрисовали здесь общую картину этой экономики.
Социал-демократы поддерживают светское государство, борьбу с расизмом и ксенофобией и гендерное равенство. Что касается рычага для проведения всех этих преобразований, то социал-демократы выбирают демократический приход к власти и в авторитарном государстве работают над созданием немонолитизма и сотрудничеством с демократическими движениями в рамках широкой коалиции (в авторитарном государстве) правительства не исключена революционная смена власти при отсутствии компромиссных модальностей).
При этом одна из сильных сторон социал-демократии — отсутствие догматизма и способность меняться, адекватно отвечая на вызовы современности. Авторы Основ социал-демократии отмечают:
Путь социал-демократии — как идея и как политическая программа действий — необходимо постоянно проверять, исправлять и переосмысливать, если мы хотим, чтобы он привел к успеху.
Обсуждение социал-демократии всегда характеризовалось постоянным движением, наблюдением за тенденциями в социальном развитии, оценкой возможностей и рисков и использованием этих оценок для определения политического курса. Это то, что отличает социал-демократию от других политических моделей: она не цепляется за старые устои, она открыта для новых реалий и новых вызовов9.
Основы социал-демократии
В Российской Федерации
Российская политическая система развивалась очень медленно, в рамках рабочего движения. В 1860-е годы Маркс и Энгельс создали так называемый Интернационал. Он выразился в форме большой международной рабочей партии. Первая настоящая партия такого рода в России была создана в 1898 году. Кроме того, на основе противоречий и разногласий партия разделилась на «левую» и «правую». The International был изменен и переименован. Социалистический Интернационал все еще действует.
В современной России социал-демократы ищут новых союзников, пути развития. На данном этапе постоянно формируются принципы этого тренда, так как наблюдается дефицит избирателей. Существует разделение на группы, которые различаются своими конкретными подходами: по степени государственного вмешательства в экономику, по взаимоотношениям между секторами экономики и другими. Здесь упор делается на приоритеты. А это формирование гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной экономики, соблюдение и реализация законных прав и свобод.
Как появилась
Возникновение социал-демократии определялось на фоне Великой французской революции, а также существовавшего тогда капитализма. Именно в это время появились социал-демократические партии. Создание таких партий было связано с защитой интересов рабочего класса. Людям никогда не нравилось, что у богатых больше прав и возможностей. Возникают особые союзы, входившие в такие партии.
В процессе формирования социал-демократии была принята Франкфуртская декларация, в которой закреплены основные ценности, а также возможность достижения определенной цели. Цель членов партии — создать общество солидарности.
Само понятие «социал-демократия» появилось в 1888 году. И впервые его сыграл Б. Шоу. В основе концепции лежала установленная программа интеграции рабочего движения в политическую систему. Система под названием «государство всеобщего благосостояния» включает дифференциацию доходов, которая ведет к стабильности и гармонии социальных отношений. Разрекламированная свобода стала центром. Но здесь свобода означает не только социальную, но и индивидуальную, то есть индивидуальную.
Следует отметить, что появление социал-демократии привело к формированию культуры, в которой неразрывно связаны реализм, честность, терпимость и склонность к компромиссам. Каждый должен иметь право на свободу слова и реализацию благих целей. Нарушение только помешало прогрессу.
История социал-демократической партий и организаций в XX в.
После Второй мировой войны к власти в Европе пришли многие социал-демократические партии. В Германии, Австрии, Швеции и Франции социал-демократические партии доминировали на протяжении многих лет.
Во второй половине двадцатого века социал-демократия вместе с христианской демократией и консерватизмом была одной из двух решающих тенденций во многих европейских демократиях (особенно в скандинавских странах, Испании, Франции, Италии и Великобритании).
Его партии сочетали в себе элементы социализма и либерализма как двух из трех классических политических ориентаций. Социал-демократия нашла свой электорат в основном в менее религиозной и городской среде, а также среди рабочих, служащих и пенсионеров.
В конце двадцатого века поворот капитализма к решению социальных проблем, установление постиндустриального общества привело многие социал-демократические партии к идее мирного установления социализма, «демократического социализма». Революционное руководство социал-демократии практически потеряно.
На рубеже тысячелетий влияние социал-демократических партий по всей Европе уменьшилось. Связывающая сила их традиционной идеологии ослабла в ходе растущей индивидуализации и появления новых политических соперников.
В постсоциалистических государствах стран СНГ социал-демократия обычно играет второстепенную роль. Иногда их партии возникли из партий бывших социалистических государств.
Высшее мировоззрение
Как формировалась идеология социал-демократии? Политика развивалась с помощью идей К. Фурье, Р. Оуэна и других. Те же источники берут свое начало на фоне промышленной революции, утопического социализма. Идеологические проявления находились под сильным влиянием марксизма. Но позже, в двадцатом веке, с позитивным движением рабочего класса, это влияние отошло на второй план. Еще позже идеи социал-демократии и идеи большевизма начали конкурировать друг с другом. Время показало, что интересы рабочего класса можно защищать мирным путем. Здесь уместно привести в качестве показательного примера «шведскую модель». Его отличие — отказ от участия в войнах, то есть, иными словами, в политическом пацифизме.
Чьи интересы выражает социал-демократия
Традиционно считается, что основная сила, на которую опираются социал-демократы, — это рабочий класс, то есть социальная группа рабочих, занятых в сфере материального производства и услуг, возникшая в индустриальном обществе15. История также показала, что социал-демократия стоит на левой стороне интеллигенции:
Учение о социализме родилось из философских, исторических и экономических теорий, разработанных образованными представителями имущественных классов, интеллигенцией. Сами основоположники современного научного социализма Маркс и Энгельс по своему социальному статусу принадлежали к буржуазной интеллигенции.
Владимир Ленин
Другие общины, интересы которых она выражает, также присутствуют в современной программе социал-демократов. Например, это малый бизнес — в связи с тем, что прогрессивная налоговая система перекладывает основную нагрузку с малого бизнеса на крупный капитал и, наоборот, создает более комфортные условия ведения бизнеса для малых предпринимателей (в том числе за счет увеличения верховенство закона и достижение общественного согласия, которое является гарантом стабильности). Другая группа — это безработные и инвалиды, интересы которых выражаются в системе социальных пособий. В статье о союзниках социал-демократов мы перечислили и другие массы, интересы которых выражают и реализуют социал-демократы. Новая группа — фрилансеры. Из-за того, что их доход нестабилен и часто не обеспечивается пенсиями и другими гарантиями, социал-демократическое предложение о безусловном базовом доходе дает им возможность чувствовать себя уверенно в будущем.
Социал-демократическая политика вступает в острый конфликт с интересами элиты: крупного бизнеса, номенклатуры. Крупные корпорации недовольны фискальной политикой социал-демократов, их поддержкой профсоюзов и другими высокими требованиями, поскольку они мешают максимизации доходов. Поэтому его представители чаще поддерживают либертарианцев, либеральных консерваторов или расистские движения, которые способствуют разжиганию вражды среди сотрудников. Номенклатура же не удовлетворена заменой и выборами власти, которых требуют социал-демократы, потому что это мешает правительству превратиться в стабильный источник дохода. Поэтому, как правило, он поддерживает фашистов, коммунистов и другие продиктаторские движения.
Праволиберальные идеологии ориентированы на удовлетворение интересов личности, консерваторы и коммунисты — на удовлетворение интересов общества. Концепция первого содержит противоречие, поскольку реализация интересов одного человека может противоречить реализации интересов другого. Представление о последних на практике приводит к тому, что некоторые группы людей выдают свои личные интересы за интересы общества и только реализуют их — это связано с наличием в обществе эгоистичных личностей, с которыми почти невозможно бороться. Концепция социал-демократов основана на обеспечении баланса между корыстными интересами человека и общественным благом, сводя оба фактора к общему знаменателю17.